Экспериментальный “космический самолет” IXV совершил успешный испытательный полет

IT новости на Учитель программирования Ру
Европейское космическое агентство (ЕКА) провело успешный испытательный полет экспериментального “космического самолета” IXV (Intermediate eXperimental Vehicle), маленького космического корабля, размером с автомобиль, разработанного специально для проверки технологий возвращения из космоса на Землю. Аппарат IXV был отправлен в космос ракетой-носителем Vega, стартовавшей 11 февраля 2015 года в 13:40 по времени Гринвичского меридиана с площадки космодрома Guiana Space Centre, находящегося близ Куру, Французская Гвиана. Поднявшись на высоту 400 километров, аппарат IXV прошел большую часть своего пути и повторно вошел в атмосферу Земли на скорости 7.5 километров в секунду.

Во время торможения температура нижней части корпуса аппарата составила около 1700 градусов по шкале Цельсия. Но тепловая защита справилась со своей задачей успешно и после снижения скорости аппарата до определенного порога была выпущена система парашютов, при помощи которой аппарат IXV совершил мягкую посадку на поверхность Тихого океана в 15:19 по Гринвичу. Общее расстояние, которое преодолел аппарат IXV за время своей 100-минутной миссии, составило около 32 тысяч километров.

В настоящее время космический аппарат IXV находится на борту судна, где специалисты и ученые ЕКА занимаются предварительным изучением его конструкции, прошедшей через все “тягости” испытаний. “Успешный полет, это, конечно, замечательно, но это только половина всего дела” – рассказывает Жан-Жак Дорден (Jean-Jacques Dordain), Генеральный директор ЕКА, – “Теперь нашим ученым требуется произвести анализ все собранных во время полета данных и тщательным образом исследовать конструкцию космического корабля”

Подавляющее большинство космических аппаратов, спускающихся из космоса на поверхность Земли, являются капсулами, наподобие капсулы космического корабля Dragon компании SpaceX, которая, к слову, совершила успешное возвращение на Землю в этот же самый день. Спуск капсул является полностью неуправляемым процессом и траектория их спуска рассчитывается заранее самым тщательным образом. Лучше дела с этим обстоят у космических аппаратов наподобие Шаттлов, в частности, у секретного американского космического корабля X-37B. Но у таких космических кораблей достаточно часто возникали проблемы с тепловой защитой, что привело к трагедии 2003 года, когда шаттл Колумбия разбился при возвращении на Землю.

По сравнению с описанными выше аппаратами космический аппарат IXV является своего рода гибридом, который имеет фюзеляж, подобный фюзеляжу Шаттла, но не имеет крыльев и вертикальных рулей. Роль рулей выполняют две управляемых откидных створки, установленные в задней части фюзеляжа. “Это совершенно новый тип фюзеляжа космического корабля, который сочетает простоту капсул и способность к маневрированию крылатых кораблей” – рассказывает Жан-Жак Дорден.

Весь приобретенный опыт и собранные в ходе испытаний данные будут использованы специалистами ЕКА, которые уже приступили к разработке конструкции космического корабля PRIDE (Programme for Reusable In-orbit Demonstrator for Europe). Этот корабль будет запускаться при помощи ракеты-носителя, делать в космосе “свои дела” и в автоматическом режиме возвращаться на Землю, совершая посадку на взлетно-посадочную полосу аэродрома. Под термином “делать свои дела” подразумевается доставка в космос небольших спутников, проведение съемки поверхности Земли и выполнение различных научных исследований при помощи научного оборудования, устанавливаемого на космическом корабле.

И, согласно дальним планам руководства ЕКА, все эти испытания и разрабатываемые технологии будут, в конечном счете, использованы для создания космического корабля, на котором люди смогут возвращаться на Землю из миссий в ближнем и дальнем космосе.

Источник


Поделиться ссылочкой: